Медицина будущего

В ближайшем будущем диагностировать болезнь можно будет с помощью мобильных приложений. А первые «здоровые» приложения для Android и iOS появляются уже сегодня.

От диагноза по интернету до микросхем в таблетках...

Основные понятия, термины специальной педагогики
Материалы / Коррекционная педагогика( специальная педагогика / Основные понятия, термины специальной педагогики
Страница 4

педологии, и дефектологии (Л.С.Выготский). Тесно сплеталась подготовка педагогических кадров: современный дефектологиче­ский факультет МПГУ (быв. МГПИ им. В.И.Ленина) до 1937 г. носил название «факультет педологии и дефектологии», где гото­вили педагогические кадры по двум специальностям: «Педология» и «Дефектология».

К середине XX в. зарубежная педагогика благополучно «переболела» педологией, от которой у нее остался системный подход к обучающемуся (психология, физиология, социокультурный кон­текст). В СССР, напротив, с 1936 г., после известного постановления «О педологических извращениях в системе наркомпросов»,

педология и все, связанное с ней, были уничтожены (педологиче­ская специальность, учебники и научные работы), репрессирова­ны выдающиеся ученые. Труды Л.С.Выготского, например, были запрещены почти на 30 лет.

Дефектология была отделена от педологии, но в отличие от нее проблемное поле дефектологии осталось почти нетронутым репрессиями. На протяжении более полувека в структуре дефекто­логии, практически закрытой по идеологическим причинам от­расли педагогического знания, продолжали свое развитие те самостоятельные сферы психологического знания (специальная психология, психодиагностика), социальная педагогика профориентация и др., развитие которых было приостановлено в соответст­вующих научных отраслях. Дефектология, как своеобразный зон­тик, защитила и сохранила, как сопутствующие ей, эти и другие

направления, начавшие развиваться в педагогике и психологии в 20-30-е гг. Большую роль в сохранении, защите и развитии этих направлений в разные годы сыграли руководители Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР такие, как И.И.Данюшевский, А.И.Дьячков, Т.А.Власова.

На рубеже 80-х и 90-х гг., с изменениями в социально-политической жизни страны, сущностный смысл термина «дефектоло­гия» был утрачен. Из «науки о дефектах» дефектология преврати­лась по сути в самостоятельную отрасль педагогического знания, опирающегося на ряд смежных научных отраслей, и в первую очередь на медицину и специальную психологию. Отпала необхо­димость защиты, сохранения и развития указанных выше научных направлений в одной структуре.

Возникла необходимость четкого определения места дефектологии в системе наук, а именно в структуре педагогики. Развитие контактов с мировым научным сообществом и зарубежной педагогической практикой с начала 90-х гг. со всей очевидностью показало «диагнозную» в контексте гуманистической парадигмы образования сущность термина «дефектология», абсолютную неприемлемость и негативное к нему отношение за рубежом. Поэтому переход от «дефектологии» к «педагогике» был для России закономерным явлением. «Дефектология» ушла вместе с эпохой советского периода, выполнив свою функцию сохранения и раз­вития репрессированных научных областей.

Поспешный перенос в начале 90-х гг. используемого в медици­не и психологии термина «коррекция» на всю сферу специальной педагогики в качестве альтернативы понятию «дефектология», появление термина «коррекционная педагогика» привели к тому, что вся глубина и многообразие педагогической деятельности в сфере специального образования, ее сущностный смысл (личностное развитие, удовлетворение особых образовательных потребно­стей людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, их абилитация или реабилитация средствами образования, кор­рекция и компенсация вторичных отклонений в развитии, социокультурное адаптирование, педагогическая помощь семье и мно­гое другое) были сведены к коррекции (исправлению).

В период введения термина в широкое профессионально-терминологическое поле не был проведен необходимый анализ суще­ствующих не только за рубежом, но и в СССР наиболее употреби­тельных, корректных, нейтральных терминов. Между тем педагогическая наука никогда не отказывалась от термина «специальная педагогика». Более того, в «Педагогике» (издание 1996 г. под ред. П.И.Пидкасистого) в общепризнанном перечне педагогических наук называются специальные педагогические науки: сурдопедаго­гика, тифлопедагогика, логопедия и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Влияние вирусной инфекции на клеточном уровне
Различают три вида воздействий, оказываемых вирусами животных на клетки. Легче всего выявляется деструктивный, или цитолитический, эффект, для которого характерно обширное повреждение множества разл ...

Основы местной анестезии
...

Хламидийные инфекции
Инфекционным заболеваниям, вызываемым бактерией Chlamidia trachomatis (хламидиозам) до последнего времени удивительным образом не уделяли внимания, хотя в США, как теперь стало известно, хла ...





Витаминоподобные вещества

Easy to start Еще около 10 соединений имеют витаминоподобные свойства и играют ключевые роли в обменных клеточных процессах организма.

Читать дальше...

Рациональное питание

Россия имеет низкую культуру знаний в отношении питания. Они основаны на традиционных подходах без учета новаторства.

Читать дальше...

Минеральные вещества и их значение

Native RTL Support Минеральные вещества относятся к незаменимым факторам питания и должны в определенных количествах постоянно посту­пать в организм.

Читать дальше...