Медицина будущего

В ближайшем будущем диагностировать болезнь можно будет с помощью мобильных приложений. А первые «здоровые» приложения для Android и iOS появляются уже сегодня.

От диагноза по интернету до микросхем в таблетках...

Основные понятия, термины специальной педагогики
Материалы / Коррекционная педагогика( специальная педагогика / Основные понятия, термины специальной педагогики
Страница 2

С развитием психологии в специальную педагогику приходят психологические понятия и термины, которые тоже часто по своей сути являются «диагнозными», например «дети с временной задерж­кой психического развития (ЗПР)». При отсутствии собственно пе­дагогических названий того или иного педагогического феномена медицинские и психологические термины приживались в поня­тийном поле специальной педагогики; для педагогов утрачивался их диагнозный, негативный в социокультурном контексте смысл.

Множество понятий специальной педагогики как системы науч­ных знаний, организуя имеющееся знание, представляет собой под­вижную, развивающуюся систему. Педагогическая действительность каждого исторического периода, каждой эпохи прибавляла "свои понятия, под влиянием развития других наук (медицины, филосо­фии, культурологии, психологии, социологии др.) заменяла уста­ревшие новыми, формируя основу теории специальной педагоги­ки. Этот процесс не был плавным, не всегда новый этап в разви­тии специальной педагогики совпадал со своевременным уточ­нением и обогащением ее терминологии, хотя некоторые термины и обозначения со временем переставали отражать всю совокуп­ность научного и практического знания этой области педагогики.

Как показывает история развития науки, особую остроту понятийно-терминологические проблемы приобретают в периоды ее становления или «революционного» развития. Именно в это вре­мя возникает огромная потребность в достижении чистоты и точ­ности научного языка.

Развитие научного знания в течение определенного историче­ского периода часто приводит к тому, что новое знание находится в оболочке старых понятий, приспособленных для объяснения только прошлого опыта. Такая оболочка может оказаться слиш­ком тесной, чтобы включить в себя новый опыт. Изменение или смещение методологических установок, смена научных концепций усиливают неоднозначность и неопределенность толкования на­учных понятий, подчас исчезает корректность в обращении с терминами.

В настоящее время педагогическая терминология в области специального образования переживает именно такой период: имеет место беспорядочное использование терминов из смежных облас­тей знания (психологии, медицины, других наук), а также терминов, которые уже не отражают во всей полноте сущности обозначаемых предметов и явлений.

Многие то смежных со специальной педагогикой отраслей зна­ния (медицина, психология, педагогика, правоведение, социальная защита и др.) имеют сегодня свой устоявшийся понятийно-терми­нологический аппарат, которым пользуются в общении между

собой специалисты данной предметной области (например, врачи, психологи, школьные администраторы).

Известно, что каждая научная область один и тот же объект или явление обозначает своим термином. Перенос термина одной науч­ной сферы в терминологический аппарат другой (в специальную педагогику, например) для обозначения одного и того же объекта нередко приводит к тому, что в контексте иной предметной области данный термин теряет свой информационный, сущностный смысл применительно к той научной сфере, в которую он перенесен.

Например, одного и того же ребенка три специалиста из раз­ных, предметных областей могут охарактеризовать по-разному, и эта характеристика будет удовлетворительна только в рамках своей области.

Клиницист скажет, например, о том, что у ребенка «минималь­ная мозговая дисфункция»; психолог обозначит состояние ребен­ка как «задержку психического развития»; педагог охарактеризует такого ребенка как «имеющего трудности в обучении»; школьный администратор назовет его «отстающим», «неуспевающим». Если клиницист воспользуется при постановке диагноза терминами: «ребенок с трудностями в обучении», «отстающий», то для построе­ния возможной медицинской помощи такому ребенку подобный диагноз не будет иметь смысла: в нем исчез медицинский контекст. Так же и педагог, называя ребенка «учеником с ЗПР» («дефектив­ным», «аномальным», «больным»), пользуется чужой (и чуждой для специальной педагогики) профессиональной терминологией. Не владея профессиональным языком, он не выражает в этом на­звании своей, педагогической предметной области, и следователь­но, используемые им обозначения не годятся для определения характера педагогической помощи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Некоторые аспекты борьбы с внутрибольничными инфекциями
Больничные инфекции - это инфекционные заболевания, возникающие среди пациентов медицинского учреждения при их обслуживании. Эти инфекции могут развиваться либо во время нахождения пациен ...

Системные васкулиты
...

Реакция системы крови на повторное воздействие 6-часовой иммобилизации
А.П.Горизонтовым были получены следующие данные: Периферическая кровь: результаты исследованных реакций периферической крови после повторного воздействия того же стрессора показали, что в крови на ...





Витаминоподобные вещества

Easy to start Еще около 10 соединений имеют витаминоподобные свойства и играют ключевые роли в обменных клеточных процессах организма.

Читать дальше...

Рациональное питание

Россия имеет низкую культуру знаний в отношении питания. Они основаны на традиционных подходах без учета новаторства.

Читать дальше...

Минеральные вещества и их значение

Native RTL Support Минеральные вещества относятся к незаменимым факторам питания и должны в определенных количествах постоянно посту­пать в организм.

Читать дальше...